18.09.2017События

Как мы попали в "Слободу"


Попали в переплёт: Как печатают книги


Сегодня мы расскажем, как появляются на свет книги.

Понятно, что рождается книга гораздо раньше, задолго до типографских работ. Сначала в голове автора, потом важные мысли оказываются в набросках, затем — в окончательном варианте. Книгу читают редакторы и корректоры, оформляют дизайнеры-верстальщики, много чего еще с ней происходит, прежде чем она отправляется в типографию — место, где Ее Величество Книга обретает телесную оболочку.

Печать книги — дело небыстрое, проходит в несколько этапов. Чтобы охватить их все за один визит, мы посмотрели работу типографии на примере не одной, а нескольких книг, которые в тот день печатались в типографии. Но все процессы покажем и обо всех расскажем.

Проект Myslo «Как всё устроено» напросился в гости в тульскую типографию «Борус».

Перед вами типографский цех.



Перед тем как попасть непосредственно в производство, заказ проходит допечатную подготовку. Нужно проверить, правильно ли все сверстано, и сделать спуск полос: расположить страницы будущей книги на большом листе, чтобы впоследствии листы книги были правильно расположены.

А дальше — собственно сам типографский процесс. О нем нам рассказала мастер производства типографии «Борус» Наталья Матросова.



– Время идет, совершенствуются машины, материалы, всё автоматизируется, но суть не меняется: изображение, то есть будущие страницы книги, располагается на алюминиевых листах (формах). Каждой краске соответствует своя форма. Основных цветов четыре: голубой, пурпурный, желтый и черный. На языке печатников они звучат как CMYK: Cyan, Magenta, Yellow, Key color (контур). Смешивая эти цвета, можно получить любой другой цвет.



У каждой краски свой процент заливки. Путем последовательного наложения этих четырех красок получается полноцветное изображение



Эта машина (эдакий своеобразный принтер) готовит алюминиевые формы со специальным фоточувствительным слоем для будущей печати. Вот как они выглядят:



Для каждой краски пластина своя, важно, чтобы они были правильно и четко совмещены. Весь процесс очень похож на то, как раньше печатали фотографии. После того как машина нанесла контуры будущего изображения, форма отправляется в проявочную машину.

На каждой форме есть специальные цветовые шкалы для печатников, по которым специальным прибором (денситометром) сверяют количество залитой краски. Эти же служебные метки запечатывают и на полях готовых листов книги.



Помимо цветных шкал на формах, а потом и на отпечатанном тираже, есть много всяких служебных меток: крестики, линеечки и пр. После печати их просто срежут.



Готовые формы отправляются в печатную машину.



Для каждого цвета в машине свой узел — печатная секция, валик, емкость с краской.







Краску в машину доливают из ведерок. А запах типографской краски — особый кайф!



Помимо четырех основных цветов, о которых мы уже рассказали, в типографской машине есть и еще один узел – для «заказных» цветов, его  называют пантон.

Пантон дает возможность получить такие цвета и оттенки, которые выходят за рамки цветового охвата CMYK-красок, или добавить «экзотические» цвета — люминесцентные, металлизированные.

Выбирающему краски заказчику показывают палитру — пантонный веер. Женщины поймут: как в маникюрном салоне!



Чтобы печатник не ошибся, он ориентируется на макет будущей книги:



Когда мы были в «Борусе», там как раз готовилась к выпуску книга заслуженного художника России, туляка Александра Майорова. Точнее, даже не книга, а альбом с его лучшими за 40 лет работами. Цветопередача очень важна, а художнику — особенно, поэтому Александр Ильич лично контролировал процесс.



Первые листы из печатной машины выходят пробные – печатники подстраиваются под макет, сравнивают цвета, налаживают машины. «Пробники» проверяют здесь:



Некоторые служебные метки можно разглядеть только под лупой.



Что-то пошло не так? Настроим!



Когда все налажено, печатная машина начинает «гнать тираж» — печатать основную массу страниц будущей книги. Здесь мы видим листовую печать (бывает еще рулонная). Мастер настраивает подачу листов в машину.



Листы закрепляются, после этого машина сама будет брать по одному листочку и отправлять в печать. С двух сторон кипа обдувается потоками воздуха, чтобы листы были легче и подавались в машину по одному. Воздух идет из этих трубок:





Бумага проходит через все валики, каждый из которых наносит на нее свою краску. Между ними — быстрая сушка, чтобы краска не пачкалась и не было оттисков на других листах.





Затем готовые листы в стопках идут на фальцовку: специальная машина сгибает их в нужных местах и складывает в тетрадки.





Далее тетрадки могут пойти на разные станки, в зависимости от того, каким будет переплет. Некоторые отправляются на сшивку к брошюровщицам ниткошвейной линии.



Тут все устроено почти как в обычной швейной машине: нитки, иголки, шпульки, катушки, только иглы не прокалывают стопку бумаги, а лишь сшивают ее. Дырочку машина пробивает крепким шилом.



Страницы книг и другой печатной продукции могут ламинировать специальной пленкой. Это тоже делает машина.





А пока тетрадки фальцуют, собирают и шьют, мы отправляемся делать обложку.

Обложка нашей книги будет жесткой, ее изготовление — отдельный процесс, где-то автоматизированный, где-то ручной.

Все начинается с заготовок из картона.





Детали будущей обложки (крышки) из плотного картона вырезают, сгибают, проклеивают.





Кстати, в типографии применяют специальный клей.



В холодном состоянии он гранулированный, машина растапливает его и уже горячим наносит на склеиваемые поверхности. Предварительно такой корешок обрабатывается фрезой.

С помощью горячего клея получается, например, самый простой переплет. Он не такой долговечный, но зато не затратный.





Но даже прошитые книги нуждаются в проклейке. Это также делает специальная машина.


Оставляем обложку в покое и отправляемся к содержимому книги. Его сейчас как раз ровняют, обрезая специальной машиной.

Чик! — и острейший нож делает ровный срез. Долой служебные метки, всякие неровности — всё под нужный размер. Станок умно придуман: опустить нож мастер может, нажав на рычаги только двумя руками сразу, — и все десять пальцев на руках мастера остаются при нем)). Еще и фотоэлементы встроены в станок: нож замрет, если в опасной зоне беспечно мелькнет тень чьей-то чужой конечности.



Бумажные отходы после обрезки отправляются в макулатуру.






На корешок блока нашей книжки теперь нужно приклеить каптал — это два кусочка ленты (сверху и снизу), которые еще крепче будут держать странички. При желании добавляется ляссе — тканевая закладка.

Наша книга почти готова! Перед тем как поместить ее в обложку, на первый и последний лист приклеиваются, соответственно, форзац и нахзац. Кому-то белые, кому-то цветные — по желанию заказчика. Это та самая плотная страничка, на которой потом появляется: «Дорогому Иван Иванычу с пожеланием не хворать, на долгую память».

Осталось совсем немного. Блок вклеивается в обложку. Затем специальный аппарат сдавливает корешок книги, чтобы придать ему привычную нам форму — с небольшим желобком вдоль корешка.

Книжки отправляют сохнуть под пресс, откуда они выходят ровными и красивыми…



…а потом — на упаковку.



...А теперь можно читать! Сейчас на чем только не читают тексты: на планшетах и компьютерах, электронных читалках и смартфонах. Настоящая книга – это другое. Мы не читаем «текст на книге», мы читаем саму Книгу. Бумажную, со множеством страниц, в переплете, с неповторимым ароматом свежей типографской краски или, наоборот, чуть пыльным запахом книжной мудрости и опыта. Увлечет ли нас сюжет в новой книжке или навеет воспоминания засохший цветочек между страницами старого любимого издания? И то и другое одинаково здорово!

Источник: www.myslo.ru
Вам может быть интересно
Ваша заявка принята!

Скоро мы с Вами свяжемся