Цветоделение и баланс по серому

Правильное серое изображение

Серым изображением в полиграфии называется изображение в градациях серого, который может быть получен либо одной черной краской, либо полной триадой, сбалансированной соответствующим образом по количеству красок. В первом случае результат будет смотреться «плоско» и тускловато, а во втором случае будет считаться нормой, т.к. такая печать придаёт серому изображению объём и глубину. Однако такой способ печати требует от дизайнера правильного цветоделения.

Главное для создания правильного серого изображения необходимо соблюсти баланс по серому. Серым балансом (gray balance) называются пропорции триадных красок, которые при смешивании дают в печати нейтральный цвет. Если цвет сформирован только CMY – этот элемент будет разного цвета в тираже. Если этот элемент повторяется на разных страницах издания (колонтитулы, ложные развороты, одинаковый фон оформления) – напечатать качественно такой макет невозможно. Что делать? Убрать серую составляющую из цветных красок, и заменить ее черной. Оптимальным можно считать такое соотношение, когда черной краски не меньше, чем любой другой цветной. В случае векторных элементов это сделать относительно просто. За основу можно взять следующую арифметику: если Вы убираете 10% cyan, то нужно убрать по 8% magenta и yellow, а black увеличить на 10%. Правильно настроенный монитор покажет небольшое изменение цвета, одним-двумя процентами коррекции его можно легко убрать. Растровые же элементы придется переделить с другими установками.

Состав полутоновой точки, при таком подходе, составит: C–19%; M–15%; Y–16%; К–35%. Иными словами данное сочетание красок соответствует 50% растра в градациях серого при печати одной черной краской.

Эти пропорции служат неким «средним» значением и подходят далеко не для всех печатных красок и бумаг и параметров растискивания и условий печати в целом. Рекомендованные значения серых плашек с перевесом черной краски можно увидеть в таблице выше. Таким образом, если в Вашем макете присутствуют изображения в нейтральной цветовой гамме, то нужно следить за составом цветов. И если черной краски оказалось меньше, чем остальных цветных – это повод для переделки. Ошибка эта довольно специфическая, мы можем увидеть ее только на печати. И явно заметна она становится только на повторяющихся на разных полосах цветах в каталоге. Исправить уже готовый макет иногда возможности не бывает (чисто технически). Время, расходы на переделку, споры при приемке тиража… все это отражается на сроках и цене. А имеет в основе всего лишь пустяковую ошибку на этапе разработки макета.

Как создать правильное серое изображение

Для создания правильного серого изображения понадобится любое цветное изображение (рис. 1).

Рис. 1. Исходное изображение
Рис. 2. Удаляем каналы *a, *b.
Рис. 3. Шарпенс.

В программе Adobe Photoshop преобразуем его в палитру LAB. Меню "Image→Mode→Lab color". Переходим на вкладку "Channels", выбираем каналы "a" и "b" (рис. 2) и удаляем их. Оставшийся канал "Lightness" автоматически преобразуется в "Alpha 1". Выполним ещё раз процедуру смены цветовой модели - на этот раз на GrayScale. Меню "Image→Mode→Grayscale". Теперь самое время "пошарпить" серое изображение - это можно сделать, например, при помощи фильтра "Unsharp Mask" через меню "Filtr→Sharpen→Unsharp Mask" (рис. 3). Если Вы не чувствуете себя специалистом в цветокоррекции, то воспользуйтесь установками из рисунка. В зависимости от размера изображения может варьировать параметр "Amount:" в диапазоне от 70 до 150% (чем меньше изображение, тем меньше %). Шарпенс необходим для компенсации дефектов печати, таких как: несовмещение; растискивание и раздавливание; печать на не акклиматизированной и низкосортной бумаге; плывучесть красок и т.п.

Рис. 4. Convert to profile.
Рис. 5. Полутоновая точка.

Последней операцией для получения правильного серого изображения является операция цветоделения из палитры Grayscale в палитру CMYK. Для этого понадобится специальный профиль цветоделения, который необходимо предварительно установить в систему. Данный профиль позволит придать печатному оттиску правильный нейтральный серый цвет. Конвертацию цвета выполняем через меню "Edit→Convert to profile" (рис. 4). В параметре "Profile:" указываем нужный профиль (ISOcoated_v2_Heavy_GCR_iccGPU.icc) и жмём "ОК". В результате такого цветоделения, полутоновая точка (идентична К=50%) имеет параметры: C–19%; M–15%; Y–16%; К–35% (рис. 5). Чем замечательно такое преобразование? Триада CMY генерируется по правилу формирования баланса серого, а преобладающий Black гарантированно придаст нейтрально-серый оттенок изображению даже при нарушении баланса по серому при печати.

Рис. 6. Серое изображение

Правильное цветное изображение с серыми объектами

Часто встречается, что в композиции цветного изображения присутствуют объекты с серыми тонами или например цветные объекты на составном сером фоне и все это должно придавать некий акцент этой самой композиции... А уход цвета при печати в тот или иной оттенок не желателен - тут на помощь нам приходит вновь указанный выше специальный профиль (ISOcoated_v2_Heavy_GCR_iccGPU.icc). Выполнив конвертацию по этому профилю через меню "Edit→Convert to profile" (рис. 1) мы подготовим для печатника правильное цветное изображение с балансом серого (рис. 2).

Рис. 1. Настройки конвертации
Рис. 2. Изменение значений цвета
Рис. 3. Важная галочка при сохранении

Цветоделение по GCR

Существует также еще способ цветоделения, помогающий сделать "правильную" цветную картинку с нейтральными серыми тонами. Этот способ особенно применим при использовании Adobe Photoshop. Речь идет о цветоделении по GCR (Gray Component Replacement) - это один из наиболее применимых на практике способов, который подразумевает частичную или полную замену серой компоненты цвета изображения на единственную черную краску. При этом мы как бы создаем новый профиль, специально для текущей проектной ситуации. В Adobe Photoshop это можно сделать по пути "Edit→Convert to profile→Custom CMYK".

Далее в Ink Options выбираем европейский стандарт красок (Eurostandart (Coated) для мелованных или Eurostandart (Uncoated) для немелованных бумаг) с точкой растискивания (Dot Gain) 15%. В Separation Option выбираем GCR-цветоделение, а в Black generation уровень генерации черной краски в диапазоне от None до Maximum:

  1. None – при цветоделении черная краска в изображении не будет использоваться;
  2. Light – черная краска будет присутствовать в участках изображения, где плотность «серой компоненты» от 40% и выше;
  3. Medium (принято в Photoshop по умолчанию) – черная краска будет присутствовать в участках изображения, где плотность «серой компоненты» от 20% и выше;
  4. Heavy - черная краска будет присутствовать в участках изображения, где плотность «серой компоненты» от 10% и выше;
  5. Maximum – черная краска при цветоделении будет генерироваться везде, где смешиваются даже минимальные значения красок CMY, полностью замещая их.

С точки зрения пользователя, Light обеспечивает наибольшее количество триады, и наименьшее количество черной краски, а Maximum - полную противоположность - минимум триады и максимум черного. С точки зрения цветокорректора, наибольший цветовой охват выдаст режим Light, а Maximum (и близкие к нему значения Black Generation: например, Heavy) произведет некоторое сужение охвата. А с точки зрения печатника, сложнее всего будет выдержать серый баланс при печати изображений, "поделенных" в CMYK с использованием Black generation: Light, чем изображений, которые прошли цветоделение, к примеру, с Black Generation: Heavy, так как в первом случае в нейтрально-серых участках изображений будет больше триады, и любые броски плотностей печати\растискивания приведут к выходу изображения из баланса. Как видно из изображения ниже, применяя схему цветоделения GCR/Heavy, мы получаем более стабильный вариант цвета изображения, который получается лучше при печати даже в самых плохих условиях.

Правильный цвет кожи

Цвет кожи в полиграфии - это один из наиболее сложных и многогранных для воспроизведения процессов. При цветокоррекции используется множество приемов. Они комбинируются и дополняются нюансами в каждом конкретном случае. Чтобы всему этому научиться, нужно освоить основные принципы обработки.

Работая с цветом кожи, стоит думать не только о математической точности передачи естественного цвета, но и оценивать окружение, так как, например, человек, сфотографированный в окружении зеленой листвы, будет непременно иметь на коже зеленоватые рефлексы. Это вполне нормально, ведь листва окрашивает свет в зеленый цвет. Если убрать эти рефлексы, то цвет кожи будет казаться неестественным.

Дэн Маргулис, знаменитый мастер цветокоррекции, посвятил очень много времени исследованиям этой темы и вывел закономерность, которая позволяет получить оптимальный, правильный цвет кожи. Соотношение цветов актуально для цветовой модели CMYK. Если брать нормальную кожу европейца, то значение Y (yellow) должно немного больше значения M (magenta). При этом значение C (cyan) обязано быть в 3-5 раз меньше M (мagenta) или же можно умножить C (cyan) сначала на 3, потом на 5, чтобы удостовериться, что Вы в нужном диапазоне. В нормальных условиях значение K должно равняться нулю. Чтобы получить более темный, загорелый оттенок кожи, нужно увеличить значения C, M, Y, на равную величину, сохраняя пропорции. Особое внимание следует уделить тому, что кожа людей в возрасте намного желтее, чем у младенцев. Это стоит учитывать строя пропорции параметров для человека определенного возраста.

В данной статье дан лишь общий принцип, полагаясь на который можно без проблем произвести цветокоррекцию. По поводу самой цветокоррекции на просторах интернета есть много статей и видеоуроков.

Ваша заяка принята!

Скоро мы с Вами свяжемся