Основные ошибки

Неверные установки цветовых профилей


Это частая ошибка дизайнеров при передаче файлов в типографию. По умолчанию настройки цвета в программах компании Adobe идут с профилем U.S. WebCoated (SWOP) v2 - это профиль для американской рулонной печати с американскими красками. Он имеет меньший цветовой охват, приводящий к тому, что картинки, поделенные по нему и отданные в таком виде в печать окажутся тусклее, чем могли бы быть при правильном подходе. Также дизайнеры любят прислать макеты с газетным профилем Japan Color 2002 Newspaper или с любым другим "экзотичным" внедренным профилем... Все эти неверные профиля говорят о том, что на экране Вы видели у себя не тот цвет, что получите после печати! Именно правильный профиль должен для Вас воспроизводить цвет на экране монитора.
Как избежать: Прежде чем начать конкретный проект, который будет печататься в конкретной типографии, на конкретном бумажном носителе, выясните с каким профилем работает эта типография, гарантирующая попадание в стандарт этого профиля. В противном случае все манипуляции по цветокоррекции и цветоделению окажутся тщетными и приведут к разочарованию Заказчика. А в основе будет лежать всего лишь пустяковая ошибка дизайнера не удосужившегося выбрать правильные установки цвета в программе на этапе разработки макета. Как правило в основном большинство типографий работает с профилем ISO Coated v2 300 (ECI) для мелованных бумаг. Как установить в систему профиль написано тут, а скачать его можно тут (там же есть профиль и для печати на немелованных бумагах). На крайний случай в установках цвета можно выбрать FOGRA 39 - ему соответствует профиля цветоделения ISOcoated_v2_eci.icc и ISOcoated_v2_300_eci.icc, которые сделаны на его основе.


Качество картинок

В макетах присутствуют картинки плохого качества. Далеко не каждая картинка, скачанная из интернета, подойдет для печати. Обычно “интернетовские” картинки имеют разрешение непригодное для печати и сохранены в популярном формате *.jpg, который использует сжатие, искажающее изображение, и изначально придумывался исключительно для просмотра. Если качество картинки недостаточно высокое, то при печати она будет выглядеть “квадратной” или размытой.
Как избежать: Лучше воспользоваться высококачественными клип-артами или фотографиями. Из хорошей картинки всегда можно сделать плохую, а вот из плохой "вытянуть" качество уже нельзя!

Неправильный серый цвет

Это одна из распространенных ошибок в допечатной подготовке при неправильном цветоделении. Эта проблема и варианты её избежать рассмотрены тут. Основной же принцип такой, что составной серый цвет должен быть с правильным балансом с перевесом черной краски над CMY, тогда печатнику будет проще держать этот цвет (в противном случае возможен разнотон).

Разнотон

Разнотоном в полиграфии называют отклонение цвета в одном тираже. То есть: Если заказчик принес нам некую цветопробу или образец цвета, а мы в этот цвет не попали, — этот случай не подпадает под понятие «разнотон», а именуется непопаданием в цвет. А вот если в тираже один и тот же задуманный дизайнером цвет встречается в отличных от «номинала» вариантах — это и есть разнотон.

Мелкий текст

Весь текст, имеющий кегель менее 6 pt, должен быть черным (К100) и находится на контрастном фоне. Выворотка (использование белого теста на темном фоне) может применяться при кегле не менее 6 pt, 9 pt — для шрифтов, имеющих тонкие засечки, например семейство Times.
Если белый мелкий текст будет на составном черном фоне, то при печати на него могут вылезти другие краски с фона (текст "заплывет"). Чтобы этого избежать можно задать белому тексту черную обводку наружу и тогда вокруг него из CMYK будет только черный (К100), а сам текст останется белым.

Очень тонкие линии (Hairline)

В некоторых программах можно задать толщину линии «hairline». Никогда этого не делайте, т.к. это переменная величина, которая определяется в зависимости от разрешения выводящего устройства. Именно поэтому она прекрасно видна на вашем мониторе, но при разрешении 2400 dpi выводного устройства становится действительно толщиной в волос. Как избежать: задавайте толщину линии, например, минимум 0,25 pt. Разумеется это условие выполнять лишь для линий, окрашенных в одноканальные цвета. Если цвет этой линии (или линий) состоит из более одного цветового канала, то увеличивайте до 0,5 pt, а для белых линий (выворотки) на составном фоне - 1 pt.

Кольца Ньютона

Это брак, возникающий при сканировании прозрачных оригиналов.
Как избежать: сканировать слайды с использованием специального геля.

Муар

Муар, в данном случае, следствие ошибки сканирования полиграфического оригинала.
Как избежать: при сканировании с полиграфических оригиналов делать дескрининг посредством сканера и/или вручную.

Отсутствует треппинг

Дефект несовмещения красок при печати, но его можно устранить, если задавать треппинг. Но лучше оставьте эту работу нашим сотрудникам отдела допечатной подготовки. Подробнее читайте тут.

Не задан оверпринт

Оверпринт — наложение одного цветного элемента на другой без создания "выворотки". Если же образовалась "выворотка", то при печати возможен дефект несовмещения красок.
Как избежать: во всех необходимых случаях задавать оверпринт. Обязательно задавать оверпринт для черного шрифта до 20 кегля. Обязательно задавать оверпринт для тонких (до 1 мм) черных штрихов. Подробнее читайте тут.

Задан оверпринт белого

Это очень "обидная" и "коварная" ошибка, когда на белых объектах осталось свойство наложения (оверпринта). При этом эти белые объекты просто пропадают при печати!
Как избежать: будьте внимательней при создании макета, т.к. наши сотрудники препресса могут не заметить ваших случайных ошибок!

Артефакты на изображении

В данном случае следствие использования JPEG компрессии.
Как избежать: использовать сжатие без потери качества (например, ZIP) или вообще не делать сжатие.

Битый шрифт

Битый шрифт возникает из-за неправильной установки значения в поле оutрut палитры attributes программы Adobe Illustrator.
Как избежать: устанавливать в поле output программы Adobe Illustrator значение не менее 800.

Искаженная цветопередача

Как правило следствие использования RGB-палитры в растровой картинке. Как вы понимаете, в CMYK все цвета будут выглядеть тускнее, чем то же изображение в RGB на мониторе, т.к. цветовой охват CMYK меньше. Если Вы работаете с картинкой в RGB в Фотошопе, нажмите CTRL+Y, перейдя в предварительный просмотр в режиме печати CMYK, Вы сразу увидите разницу в яркости.
Как избежать: всегда пользоваться СМYК цветами, если вы готовите иллюстрации для офсетно печати. Для битовых oбъектов: преобразование RGB-СМYК делать по правильным алгоритмам, после перевода в СМYК делать цветокоррекцию, чтоб вернуть картинкам уттраченную яркость.

«Ступенчатый» градиент

В данном случае это результат перевода градиента из RGB в CMYK с последующей цветокоррекцией.
Как избежать: делая градиент в Adobe Photoshop, применять dithering и/или noise. Не делать цветокоррекцию градиентов, не делать геометрических преобразований градиентов, при необходимости изменений рисовать их заново.

Сплошные плашки

Избегайте больших плашек залитых 100% черным, их очень сложно печатать. Цифровым печатным машинам вообще сложно печатать большие плашки залитые любым 100% цветом.
Как избежать: Добавляйте в заливку компонент CMY, например C70M30Y30K100 (холодный черный) или C60M40Y40K100 (теплый черный) или C60M50Y50K100 (суперчерный).

Превышение общего лимита краски в 300%

Лимит краски – это сумма процентов всех красок, используемых в конкретной точке изображения. Наиболее удобный контроль суммы красок имеют программы Adobe Photoshop, Indesign, Illustrator, Acrobat, а так же специализированные программы для допечатной подготовки. Уменьшение суммы красок снижает тоновой диапазон фотографии, превышение параметра может повлечь за собой загрязнение оборота листа, особенно при использовании бумаги с высокой плотностью или картона.

Очень часто дизайнеры, которые работают с цифровым способом печати используют изображения или векторные изображения с превышением предельного количества краски. В цифровой печати это допустимо (например черный задан как С100M100Y100K100), в офсетной— предельная суммы краски равна 300%, при этом в зависимости от вида бумаги и ее плотности может снижаться до 260% (для офсетной немелованной бумаги), для мелованного картона сумма красок равняется 280%.

Виной превышения суммы красок в растровой графике является неправильный профиль конвертации RGB в CMYK (в Фотошопе профиль, выставленный по умолчанию, выдает 320%). Профиль, который использует наша типография вы можете скачать тут.

В векторной графике суммарное количество краски целиком зависит от грамотности и внимательности дизайнера.

Cтраницы не отцентрованы

Подразумеваются PDF-файлы. Часто при создании пдф файла из вёрстки, дизайнер не ставит центрирование или не задаёт внутренний вылет. В результате чего, содержательная часть страниц либо смещена от центра, либо пляшет то от корешка, то к корешку.
Как избежать: При создании нового макета задавайте сразу обрезной размер страницы и при записи PDF-файла у вас уже будет заложен TrimBox с симметричными вылетами… Подробнее читайте тут.

Важные элементы содержания слишком близко к краю реза

Любые ключевые позиции (текст, логотипы, мелкие элементы и т.п.) должны располагаться на расстоянии не менее 3 мм от обрезного края для листовой продукции и 5 мм - для журнальной продукции.

Несоответствие размеров

Несоответствие размеров макета объявленному формату, т.е. когда размер листа в макете отличается от обрезного формата изделия. Изъян плохой организованности дизайнера.
Как избежать: Золотое правило – создал файл, размер страницы указал обрезной и ваяй…

Отсутствие вылетов

Да… Это действительно сплошь и рядом, начиная с визитки, заканчивая буклетом. Всё дело в том, что большинство дизайнеров не представляет себе всего полиграфического процесса.
Как избежать: Придётся просто выучить – вылет за обрезной формат от 3х мм до 5 мм обязателен. Подробней смотрите тут.

Файлы сделаны в программе не предназначенной для этого

Это конечно смешно, но не так редки – книги в Ворде, коробки в Фотошопе, плакаты в Автокаде и тд.
Если в работу поступает такой файл, выходов, как обычно, два – брать или не брать. Если не брать, объясняется почему. Достаточно формулировки - макет не соответствует техническим требованиям. Если брать, опять же объясняется, что такой файл следует приравнять в лучшем случае к сырому, требующему полной переделки, а в худшем – к принтерной распечатке; соответственно, переделка повлечет за собой дополнительные финансовые и временные затраты, требующие их компенсации. Прежде чем решить, браться за такую задачу или нет, оценивается, можно ли в принципе добиться достаточного качества из имеющихся материалов и реальны ли сроки. Выясняется у клиента, нет ли у него тех же изображений в других форматах (возможно, они у него есть, просто ему в голову не приходит, что проблема решается так просто).
Как избежать: Пользуйтесь программами, предназначенными непосредственно для векторной или растровой графики. Макеты, сделанные в программах пакета Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint, Publisher) как правило, не подходят для высококачественной печати и не являются готовыми макетами. В этом случае отдел препресса может по согласованию с вами оказать помощь по конвертации этих документов в формат PDF для корректного вывода.

В файле не отрастрированы эффекты

В разных программах в зависимости от версии некоторые эффекты могут поддерживаться и нет. Также RIP в отделе препресс может их не "прожевать" и что-то может пропасть.
Как избежать: Всегда элементы с эффектами нужно сливать в одну картинку.

Слетают шрифты

Работа со шрифтами сводится к 2м алгоритмам – либо конвертнуть в кривые, либо приложить к вёрстке использованные шрифты. Но почему-то многие дизайнеры это никак усвоить не могут, и считают, что если они в макете использовали, какой нибудь – Козюльский-CTT, то он точно есть у всех.

Обводка в текстах

Эффектно в макете и полная неожиданность в готовом тираже: в первом случае её видно, во втором - почти что нет. В итоге происходит сливание текста с фоном. Еще один момент, это использование обводок таким образом, что буквы "слипаются" друг с другом и текст становится не читаем. Как избежать: Если вы хотите обводку текста "пожирнее", то делайте... а потом скопируйте этот блок с текстом и наложите его поверх ещё раз, но при этом убрав с него обводку.

Рожки на буквах

Этот дефект возникает в "жирной" обводке при определенных её свойствах. Как избежать: Устанавливать в свойствах обводки переключатели Corners (Углы) и Line caps (Концы линий) скругленные варианты.

Ваша заявка принята!

Скоро мы с Вами свяжемся